«Неинтим» запускает серию публикаций о популярных современных сериалах, где использовались образы проституированных женщин. Первый на очереди – шведско-датский сериал «Мост», получивший высокие оценки кинокритиков и зрителей (8,6 на IMDb и 8,2 на «Кинопоиске»).

Внимание: материал содержит спойлеры, которые касаются первых серий первого сезона сериала.

Два трупа в одном

Первый сезон этого детектива начинается с преступления, которое сваливается на головы детективов из Швеции и Дании как снежный ком. На самой середине Эресуннского моста, связывающего эти страны, происходит краткое отключение электроэнергии. Когда свет возвращается, на мосту обнаруживаются две половины двух женских тел, которые соединены в одно. Голова одной мёртвой женщины направлена к Швеции, а ноги другого трупа — к Дании. Расследовать двойное убийство приходятся двум детективам из двух стран – Саге Нурен из Швеции и Мартину Руде из Дании.

«Верхняя» часть принадлежит женщине-политику средних лет из шведского города Мальмё, которая была убита за несколько часов до этого. «Нижняя» — молодой проституированной девушке из Копенгагена, которая пропала без вести год назад. Она употребляла наркотики, на которые уходил почти весь её заработок. Полиция датской столицы потратила на поиски девушки всего две недели, не проведя должного расследования.

Первый сезон сериала «Мост» вышел на экраны осенью 2011 года. По мнению руководительницы Кризисного центра для Женщин Елены Болюбах, сейчас в 2020 году,  спустя 9 лет после выхода первых серий, такой сюжет смотрелся бы возможно  более странно для Швеции (о шведской, аболиционистской  модели отношения к   проституции вы можете прочитать в нашем специальном материале).

В сериале показано, что речь идёт не только о занятии проституцией, — это женщина с опытом партнёрского насилия, наркозависимостью. То есть у неё в принципе не было каких-то других вариантов, чтобы выжить в тот момент.  И здесь, в зависимости от того, показано ли это авторами просто как факт отдельной биографии отдельной женщины, или же сделан акцент на том, что в среднем – это неизбежность, судьба для множества женщин, вне какой-либо парадигмы доступного выбора,  мы  уже можем сравнить так называемую  профессиональную модель отношения к проституции  с моделью уязвимости.

Несравнимое сравнение

Совершенно корректно сравнивать двух женщин-политиков, или женщину-домохозяйку с женщиной-плотиком. «Тогда речь идёт о двух жизненных моделях, которую женщины берут за основу и им следуют. Тут же сравнение и сопоставление не совсем корректное – это как если сравнить политика и человека с ментальной инвалидностью, сложив их половины туловищ в одну. И такая комбинация была бы достаточно сложной, но здесь же всё очень упрощено», — считает Председательница Координационного совета Кризисного центра.

«В рамках аболиционистской модели возможно  было бы  не вполне  уместно в таком символическом контексте  уравнивать, например, женщину-политика и женщину, которая была вовлечена в проституцию, или же, как в Российской версии, ввести образ проституированной женщины, что называется «для колорита», без погружения в детали и обрисовки бэкграунда, – на наш   этими же сюжетами можно было бы показать обратное: коренной разрыв, разницу между этими женщинами и их судьбами», — добавляет Елена Болюбах.

«Если на разнице в вопросе наличия выбора сделать акцент – в рамках абсолютно той же красивой  сюжетной завязки (две женщины на одном мосту), возник бы иной важный смысл: эти две половины моста невозможно свести,  истории  этих женщин не уместно  сравнивать как истории женщин, просто «выбравших» разные профессии. это не как две половинки одного моста, а два разных мира, — отмечает Болюбах, — Потрясающе то, как всего лишь расставляя акценты, можно выявить абсолютно противоположные смыслы, дав зрителю важную  почву для размышления».

Без шансов

Любопытный факт: зрителю не показывают то, как выглядела убитая проституированная девушка, нет каких-либо флешбеков. Всё, что мы можем знать о ней, известно со слов хозяйки борделя, где находилась эта девушка. Сам бордель и его хозяйка выглядят вполне «типично» для европейского кинематографа – достаточно реалистично и правдоподобно

Образ убитой девушки также раскрывается достаточно детально и приближенно к тому, как это часто бывает, отмечает Елена Болюбах. «Но для чего он показан в сериале, мне не совсем понятно. Возможно для того, чтобы добавить «перчинки», как во многих других сериалах или фильмах», — предполагает она.

Но такое натуралистичное отображение образа проституированной женщины может иметь и обратную сторону. «Если ты вовлечён в проституцию и смотришь этот сериал, то ты считываешь месседж «ты на дне, твоя жизнь ничего не стОит». Даже если ты живёшь в Дании, то искать тебя будут максимум две недели и всё. При этом не хочу плохо говорить о сценаристах – они используют те коды, которые есть  у них в доступе – это совершенно нормально. Но такое частое появление проституированных людей в популярных сериалах, безусловно, вызывает интерес и заставляет задуматься», — размышляет руководительница Кризисного центра для Женщин.

Ещё один факт: в Швеции и Дании действует разное законодательство, которое касается предоставления секса за деньги. В Швеции занятие проституции не легализовано, но ответственность за покупку секса несёт клиент. В Дании же действует легализаторская модель, как и в соседней Германии.

Наш ответ Швеции

Успех сериала «Мост» породил несколько ремйеков в разных странах. В американской версии «Моста» действия происходили на американско-мексиканской границе. Французско-британский ремейк называется «Тоннель», действия были перенесены в евротоннель, соединяющий Фолкстон и Кале.

Российский «Мост» вышел на канале НТВ в 2018 году. Главные роли в нём сыграли Игеборга Дапкунайте и Михаил Пореченков. Сюжет во многом повторял шведско-датский оригинал, только все происходило на мосту меду Ивангородом (Ленобласть) и Нарвой (Эстония). Создатели сериала пренебрегли тем, что в реальности эти два города соединяет совсем небольшой мост и представили его таком же большом размере, как в оригинальном сериале.

Создатели НТВ’шного аналога сообщили, что сериал будет адаптирован под российско-эстонские реалии. Так, «нижняя» часть трупа принадлежит студентке, которая не была вовлечена в проституцию. При этом тема интима за деньги всё же появляется в сериале. Одна из второстепенных героинь, которая в оригинале является бездомной преступницей с ментальными расстройствами, в российском аналоге представлена экс-моделью вебкама и экс-официанткой в стриптиз-баре.

О том, как в реальности выглядят петербургские вебкам-студии, мы можете прочитать в нашем материале. В российском «Мосте» она же была показана как мрачное подвальное помещение, где руководит всем мужчина, напоминающий «братка» из 90-х. То есть создатели сериала захотели показать актуальную для современной России тему, но без должного погружения в детали.

Кстати, именно об образах вебкам-моделей в одной из современных сериалов пойдёт речь в нашем следующем материале. Следите за обновлениями «Неинтима»!